В мае 2007 года МОУ «Гимназия №3» города Астрахани при содействии Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Национального координационного центра ассоциированных школ ЮНЕСКО была включена в сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» был инициирован в 1953 году и в настоящее время объединяет 7500 организаций в 174 странах мира. В Российской Федерации в ПАШ работают 189 ассоциированных школ в разных регионах страны. Ассоциированные школы активно способствуют укреплению принципов, принятых в Уставе ЮНЕСКО, как в ходе учебного процесса, так и вне школы; их деятельность школ строится на основе широкого демократического вовлечения педагогов, учащихся и родителей в работу по совершенствованию учебного процесса, повышению качества преподавания, внедрения этических норм и создания дружелюбной атмосферы.
Эта работа не только предоставляет знания о разнообразии и богатстве различных культур, но и воспитывает понимание того, что прочный и устойчивый мир невозможен без совместных усилий по разрушению барьеров, созданных различием языка, религии, национальности, пола, экономической и социальной системы.
За четыре года участия в работе данной ассоциации накоплен опыт работы в международных проектах. А их уже было немало. Первые шаги были сделаны летом 2007 года, когда в Астраханской области прошла Международная конференция «Дельта Волги: молодежь изучает и сохраняет природное наследие» в рамках III фазы проекта ЮНЕСКО «Великий Волжский речной путь». В конференции приняли участие учащиеся и учителя ассоциированных школ ЮНЕСКО из Франции, Ирана, Турции, Болгарии, Латвии, Эстонии, Азербайджана, Казахстана, а также Москвы, Ханты-Мансийска, Казани, Новороссийска и Астрахани. В ходе мероприятия школьники приняли участие в уникальной акции по выпуску молоди осетровых вместе с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Летом 2008 года наши старшеклассники приняли участие в международном конкурсе эссе «Мои предложения по созданию позитивных изменений в окружающей среде», организованном Goi Peace Foundation в Токио, Япония. Подросткам со всего мира было предложено внести свои инновационные предложения по теме проекта, организованного в рамках объявленной в 2005-2014 году десятилетия ООН «Образование для устойчивого развития».
Буквально все учащиеся гимназии были вовлечены в Неделю действий ЮНЕСКО “BIG READ” по борьбе с безграмотностью детей и взрослых, за образование в течение всей жизни. Сначала ребята познакомились с размещенной в Интернете «Большой книгой», где популярные писатели и известные личности со всего мира рассказали, как грамотность изменила их жизнь, а затем написали свою книгу на английском языке, с размышлениями о том, как сложилась бы их жизнь, будь они или их родители неграмотными, рассказами из истории своих семей, сказками и рисунками. Этот проект заставил ребят задуматься над очевидными вещами, ведь по недавним подсчетам Института Статистики ЮНЕСКО в мире 774 миллиона неграмотных взрослых, которые не имели возможности ходить в школу, когда были детьми. Сейчас не посещают начальную школу в развивающихся странах более 100 млн. детей – каждый пятый ребенок.
Весной 2009 года группа учащихся 10-х классов работала над проектом «Мы против рабства в современном мире», который был предложен для ассоциированных школ ЮНЕСКО. В рамках этого проекта ребята посмотрели и обсудили фильм «Amazing Grace». В ходе дискуссии они высказали свое мнение по вопросу о способах организации компании против рабства и причинах возникновения новых форм работорговли в современном мире. Эта тема оказалась очень актуальной для подростков. Среди названных ими причин сохранения рабства были названы коррупция, бездомность, нищета, правовая безграмотность населения.
Проектные работы учащихся (рук. Гарифуллина М.И.) были размещены в информационном разделе сайта Международной конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере» в Саратове под эгидой ЮНЕСКО и Международной сети продуктивных школ INEPS. В 2011г. проект Нешковой А. на этой конференции был отмечен грамотой, как и выступление Гарифуллиной М.И. на секции педагогов.
Педагоги гимназии также активно работают на научно-практических конференциях по вопросам воспитания здорового поколения и роли семьи в интересах устойчивого развития (Кантемирова Л.М., Приходько Н.В.), на региональных семинарах по реализации компетентностного подхода при изучении географии (Занозина Н.В.). Статья Меланьиной Н.И. и Кочелаевой Е.Р. опубликована в сборнике материалов конференции в г. Казани «ИКТ и качество образования ПАШ ЮНЕСКО на пути к школе будущего», а статья Даниловой И.А. и Молчановой Н.И. «Создание поликультурной среды образования через участие в проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в сборнике Всероссийской НПК «Педагогическая инноватика в современных условиях» в г.Волгограде. Во Всероссийском фотоконкурсе ЮНЕСКО «Моя школа – мой учитель» фотографии Зайцевой И.В., учителя начальных классов, вошли в десятку самых популярных.
Не остаются в стороне от участия в международных проектах и учащиеся начальной школы. Они посылали свои рисунки на конкурсы в Центр ЮНЕСКО Луи Франсуа во Франции (2008, 2010гг.), на конкурс ВIENNALE-2008 в Грецию.
Международная сеть Ассоциированных школ ЮНЕСКО стимулирует участие российских образовательных учреждений в прямом диалоге с аналогичными школами в других странах, содействует развитию их самостоятельного участия в международном сотрудничестве. На это был направлен проект «Mondialogo». В рабочей группе данного проекта участвовали 25 учащихся гимназии.
21 сентября 2010г. гимназия участвовала во всемирной акции ЮНЕСКО - Дне посадки деревьев. На церемонии открытия прозвучала речь-обращение на русском и английском языках и песня, посвященная Дню посадки деревьев. Гимназисты-восьмиклассники смогли почувствовать себя причастными к общему делу сохранения экологии планеты. По материалам акции был подготовлен новостной видеосюжет компании «Астртелеком».
В декабре 2010г. гимназисты подготовили 6 сценариев рисованных фильмов об охране Всемирного природного наследия в Астраханской области, а в июне 2011г. отправили более 150 писем пострадавшим в землетрясении в рамках кампания ПАШ «Письмо поддержки детям Японии».
Практически каждый ученик мог вложить свой потенциал в разработку международных проектов, число которых за четыре года участия гимназии в работе ассоциации приближается к тридцати. В фойе гимназии оформлен стенд, содержащий информацию об ООН и ЮНЕСКО, проводимых акциях. Гимназическая газета “SovaG” размещает материалы об участии в проектах ЮНЕСКО, информация регулярно появляется на сайте гимназии в разделе «Новости» и в фотогалерее.
20 октября 2011 г. гимназию посетила делегация представителей ассоциированных школ и кафедр ЮНЕСКО из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Краснодара, Ижевска, руководители структур ЮНЕСКО федерального уровня. На встрече были обсуждены перспективы дальнейшего сотрудничества и взаимодействия школ и кафедр ЮНЕСКО.
Активная работа гимназии в рамках реализации проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» была отмечена благодарственными письмами координационного центра региона «Волга».
На восемнадцатой сессии Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры было отмечено, что «следует принимать меры по оказанию помощи по созданию и развитию таких организаций, как ассоциации учащихся и преподавателей по содействию Организации Объединенных Наций, клубы международных связей и клубы ЮНЕСКО, которые следует привлекать к подготовке и осуществлению согласованных программ международного воспитания».
Опыт работы гимназии №3 г. Астрахани как Ассоциированной школы ЮНЕСКО помогает понять, насколько необходима такая деятельность для воспитания в гимназисте поликультурной и толерантной личности.
ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры