Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.
В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования.
Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления собственного «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта.
В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
Большое значение для подросткового возраста имеет мнение других о его внешности. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться ими очень болезненно. В результате происходит резкое снижение самооценки. Ребенок может стать более замкнутым, ранимым. Или наоборот он становится более агрессивным, вспыльчивым. Поэтому очень важно взрослым обращать внимание на те изменения, которые происходят с их ребенком в этот период. И обязательно устанавливать доверительный контакт со своими детьми.
Для повышения самооценки и переключения негативных чувств подростка родители могут воспользоваться следующими приемами:
- Установить с ребенком эмоциональный контакт. Он должен понимать, что может вам, доверять и что будет услышан.
- Давать возможность выговариваться и тем самым превращать недовольство в душе в слова.
- Дайте ребенку понять, что с ним считаются как с личностью.
- Не поправляйте подростка в присутствии посторонних людей.
- Используйте демократичный стиль воспитания.
- Чаще хвалите ребенка за его положительные поступки.
- Поддерживайте в нем инициативу.
- Делитесь с ним своим опытом. Вспомните, как выходили из трудных ситуаций.
- Разговаривайте о том, что происходит у вас на работе, что намечаете сделать в квартире. Делитесь своими мыслями и внимательно выслушивайте соображения ребенка. Не допускайте формального общения: «Как дела в школе?» - «Нормально!».
- Если подросток просит оставить его в покое, выполните его просьбу, оставьте его в покое на некоторое время, но не позволяйте ему замыкаться в себе.
- Не сравнивайте его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
- Не говорите ребенку резкое «нет». Облекайте отказ в мягкую форму.
- Подчеркивайте в подростке его достоинства, помогайте в исправлении недостатков.
- Чаще демонстрируйте свою любовь, он это оценит.